[hideprofile]
・ Мехико ・ История Мексики ・ Миф майя о сотворении мира ・ Боги ацтеков ・
Про Мексику
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться114.02.23 16:08
Поделиться203.03.23 09:44
[hideprofile]
Город Мехико (México)
Население: 9,2 миллиона человек Основан в 1325, столица Мексики с 1660. Площадь 1680 км2 Дата независимости Мексики: 16 сентября 1810 года (начало войны за независимость, национальный праздник) |
Ме́хико (исп. Ciudad de México, аст. Āltepētl Mēxihco) — столица Мексики, крупнейший политический, экономический и культурный центр, относится к глобальным городам «альфа», ведущим финансовым центрам Северной Америки.
Население — 9 100 000 миллионов человек (на 2017 год), крупнейший испаноязычный город мира. В пределах агломерации проживает 21 миллион человек (на 2020 год, девятая по величине агломерация в мире). Расположен в межгорной котловине на Мексиканском нагорье, на высоте 2240 метров над уровнем моря. Климат субтропический.
Разделён на 16 районов. До 2016 года образовывал федеральный округ, в рамках политической реформы 2015 года был уравнен в правах со штатами, получив собственные конституцию и конгресс.
Мехико – территория контрастов, где миролюбиво соседствуют исторические здания и небоскрёбы из металла и стекла, скромные «забегаловки» и рестораны с изысканной кухней, заброшенные переулки и оживлённые улицы. Это приводит в замешательство многих туристов.
Протяжённостью столица уступает только Токио и Нью-Йорку, а в пределах Латинской Америки и вовсе занимает лидирующую позицию. Мехико – центр социальной, экономической, научной и политической сфер. Мода, развлечения, туризм, искусство и культура – всё это делает город главной ареной страны, где ежегодно разворачиваются политические митинги, красочные фестивали и многолюдные празднества.
Город основан ацтеками в 1325 году под названием Теночтитлан — «место кактусовой скалы». Но поскольку в этом городе находились храмы в честь ацтекского бога войны Мехитли, в ходу было и второе название города — Мехико (где ко — суффикс места). Именно это второе название было усвоено испанскими завоевателями после окончательного захвата города в начале XVI века.
Мехико — далеко не самый безопасный город на планете, он находится в сейсмоопасной зоне, землетрясения — обычное явление. Большая часть высоких конструкций построена с учетом возможных подземных толчков. Другая «беда» — насыщенная водой земля под городом, которая также не способствует долговечности зданий. Третья — преступность.
Погода и климат
Климат столицы Мексики является субтропическим муссонным. Несмотря на довольно высокие зимние температуры (+13 °C), характерные для северной границы тропиков, температура с ноября по апрель может изредка опускаться ниже 0 градусов. Это происходит из-за большой удаленности города от океана. Средняя температура воздуха в январе составляет +12 °C, в июле — +17 °C. среднегодовое количество осадков — 750 мм.
Зима в Мехико
Морозы и снежные сугробы по колено – вовсе не характерные черты зимнего времени года. Вместо этого Мехико удивит температурой +17...+20 °C и выше днём и +5...+7 °C ночью. Возьмите с собой тёплую пижаму: полупрозрачные пластмассовые панели вместо привычных нам стеклопакетов вовсе не препятствуют проникновению прохладного воздуха извне.
Весна в Мехико
В это время года температура днём поднимается до +27 °C, а ночью опускается до отметки в +10...+12 °C. Туристы облачаются в лёгкие одежды, а местные жители продолжают покупать пальто и массивные вязаные шапки в гипермаркетах. Май – время циклонов и приближающегося сезона дождей.
Лето в Мехико
Именно с июня начинается дождливый период, который длится вплоть до начала октября. Днём воздух нагревается до +30 °C. Ночью ртутный столбик опускается до +15 °C, но это не должно стать препятствием для желающих увидеть город в свете ночных огней.
Осень в Мехико
Дожди выпадают всё реже, но до засушливой зимы ещё очень далеко. Температура воздуха поднимается до +23 °C в дневное время, а ночью снижается до +12 °C. Акклиматизация проходит в рекордно короткие сроки.
Географическое расположение
Мехико расположен почти в самом центре страны. Город раскинут на возвышенности в южной части Мексиканского нагорья и находится на высоте 2240 м над уровнем моря. Со всех сторон окружён горами.
По причине высокого уровня загрязнённости воздуха выхлопными газами в черте города над ним постоянно нависает густое облако смога. Однако небо остаётся высоким и лазурно-голубым, особенно в весенне-летний период. В течение всего года периодически отмечаются небольшие подземные толчки, которые обычно не причиняют особого беспокойства местным жителям и не вызывают разрушений. Иногда в Мехико происходят и более сильные землетрясения. Самое крупное из землетрясений в городе — 19 сентября 1985 года, 7 часов 19 минут по местному времени, в результате которого погибли 10 тысяч человек и рухнула 100-метровая телебашня. На территории города нередки пыльные бури.
Естественная растительность представлена различными видами пальм, дубом, сосной, пихтой. Встречается завезённое испанскими конкистадорами, возделываемое и впоследствии одичавшее оливковое дерево. В окрестностях города встречается множество видов пернатых.
Административное деление
Центральная и южная части города вместе с южными предгорьями образуют Федеральный округ, особую административную единицу в составе Мексики на уровне штата. Практически вся остальная часть городской агломерации входит в различные муниципалитеты северо-восточной части штата Мехико и лишь в один муниципалитет штата Идальго. Федеральный округ делится на 16 районов (исп. delegaciones):
1. Альваро Обрегон (Álvaro Obregón) | 9. Истапалапа (Iztapalapa) |
О проживании в районах Мехико
Столичные районы столь же оригинальны и неповторимы, как и песчинки на морском дне: сложно найти между ними хотя бы отдалённое сходство. Одни дарят гостям Мехико неожиданное спокойствие, другие изобилуют достопримечательностями, а в третьих нельзя надеяться на крепкий сон из-за бурной ночной деятельности горожан.
Желающим исследовать историческое и культурное наследие Мехико стоит остановиться в районах Сентро и Сона-Роса. Колония-Рома – весьма недорогой для проживания район, хотя и отдалён от достопримечательностей столицы в сравнении с предыдущими. Если вам по душе досуг с тропическими коктейлями и зажигательными танцами до утра, отправляйтесь в район Кондеса – центр ночной жизни Мехико. Здесь довольно шумно, так что при плохой звукоизоляции вряд ли удастся уснуть с комфортом.
Самыми тихими районами считаются Койоакан и Сан-Анхель. Небольшие разноцветные домики, скамейки с резными спинками, многочисленные деревья и кусты – всё выглядит как почтовая открытка! Единственный недостаток этих районов – отдалённость от исторического центра столицы. При планировании экскурсий придётся учитывать и время, затраченное на поездку в общественном транспорте.
Многих может соблазнить низкая стоимость аренды жилья в Тепито, но останавливаться здесь крайне нежелательно. В районе вовсю процветает преступность; ситуация настолько критична, что это место обходят стороной даже местные жители. Здесь не в новинку стычки мафии и похищения людей, так что от Тепито лучше воздержаться.
Кухня Мехико
Кухня Мексики пикантна и самобытна – по этой причине её удостоили отдельной позиции в списке наследия ЮНЕСКО. Традиционные блюда объединяют черты испанской, индийской и ацтекской кулинарии.
Используют мясо, морепродукты, овощи, зерновые культуры и бобы. Выпечка не обходится без кукурузной муки: начос, тамалес, посолес, тортилья и такос. От разнообразия приправ и специй захватывает дух (иногда – и в прямом смысле). Не менее примечательны и традиционные соусы Страны кактусов, прославившиеся на весь мир: гуакамоле и сальса.
Основа всего тортильи (исп. tortillas) — кукурузный лаваш с приправами, среди которых первое место занимает перец чили («визитная карточка» мексиканской кухни) и сальса. Из торти́лий изготовляют различные рулетики: буррито (мясной пирог), энчилада (большой политый сырным соусом конверт из мягкой лепёшки, внутри — курица, мясо, фасоль), и чимичанги (обжаренные в кипящем масле трубочки с сыром, мясом курицы или говядины и помидорами). На них также выпекают яичницу уэ́вос. Они подаются к салатам из фруктов и овощей, самым характерным из них является гуакамо́ле (пастообразный соус из авокадо с добавлением помидоров, лука и перца серрано) и пико-де-гайо (клюв петушка) — острый соус из нарезанных кубиками помидоров, лука и перцев халапеньо.
Среди мясных блюд первое место занимает фахита (fajita) — говяжья покромка (отруб с нижней части туши), обжаренная на гриле. Из гарниров наиболее распространены рис и фасоль. Характерные специи: кинза (cilantro); перцы серрано (serrano) и халапеньо (jalapeño).
Из первых блюд известен суп из тортильи (sopa de tortilla) — весьма острый продукт. В куриный бульон добавляют обжаренные в кукурузном масле лук и чеснок, очищенные от кожи и семян и мелко нарезанные помидоры, чёрный перец, кумин, кинзу и сушёный жгучий перец чили и перец халапеньо. Смесь держат на огне полчаса, а затем подают в глубоких мисках с тёртым сыром и жареными полосками тортильи шириной около 1 см. В супе тортильи разбухают и пропитываются жгучей влагой бульона. Сервируют нарезанным дольками слегка неспелого авокадо и сметаной. Также широко распространён позоле — густой суп из кукурузы и мяса с различными добавками. Штат Юкатан является родиной оригинального по вкусу и популярного во всей Мексике лаймового супа.
Найдётся что попробовать и сладкоежкам: кондитерские Мехико изобилуют кексами, пудингами, булочками и всевозможными десертами из фруктов. Любителям отдыха с алкогольным сопровождением стоит попробовать известную текилу – около трёх сотен видов! Она подаётся не только в чистом виде, но и в составе коктейлей. Из безалкогольных напитков популярны всевозможные сорта кофе, свежевыжатые соки и горячий шоколад.
Шоппинг
В Мехико вы найдете, что купить; товары привозят сюда со всей Мексики. Пройдитесь по району Розовая зона, Сона-Роса (Zona Rosa) — здесь продают одежду, антиквариат, предметы искусства и многое другое. В этом районе вы увидите и магазин сети Fonart (Londres, 136А); эта сеть поддерживается правительством, ее магазины есть по всей стране. Они продают качественные ремесленные поделки, в том числе стеклянную посуду, настенные украшения и керамику. Торговаться здесь не принято – цены устанавливаются государством, но они вполне доступные.
На расстоянии чуть больше километра от главного парка города Аламеда Сентраль (Alameda Central) расположен район Ла-Сьюдадела (La Ciudadela – цитадель). Сюда приходят за покупками в Centro Artesanias La Ciudadela и на открытый рынок на Plaza del Buen Tona. На этих площадках продают ремесленные изделия со всей Мексики по ценам, приемлемым даже до того, как вы начнете торговаться.
Севернее парка Чапультепек расположен Polanco, район шикарных магазинов: модных бутиков, сигарных и ювелирных лавок; здесь продаются и кожаные изделия. Если вы хотите приобрести произведение искусства, антиквариат или коллекционные изделия, попробуйте зайти в Bazar de la Roma в Colonia Roma. Безделушки можно купить на Bazar Artesanal de Coyoacan.
Транспорт
На территории Мехико доступны пять основных видов транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, метро и такси.
Автобус
Можно выбрать любой класс автобусов: первый, второй или люкс. Чем он ниже, тем меньшего комфорта стоит ждать от поездки. Цена билета начинается от 0,2-0,3 EUR. Они продаются в салоне или в специальных киосках на остановке.
По Мехико курсируют и автобусы частного типа – песеро. Их маршрут индивидуален и уточняется у водителя. Поездка обойдётся туристам в 0,2-0,4 EUR в зависимости от расстояния. Представительницы прекрасного пола могут путешествовать по столице на «женских» автобусах, не опасаясь навязчивых попыток местных жителей познакомиться. Транспорт отличается розовой наклейкой на стекле.
Трамвай
Проехаться в «вагончике» можно лишь там, где нет другого транспорта. Трамвайная линия столицы объединяет 18 остановок. Стоимость проезда – 0,3 EUR.
Троллейбус
В Мехико есть и замечательная троллейбусная сеть, которая объединяет 11 линий. Образующие их столбы окрашены в характерный тёмно-зелёный цвет. Билет обойдётся в 0,2 EUR. Стоит отметить, этот вид транспорта более медленный в сравнении с остальными, поэтому не так популярен среди туристов.
Метро
Метрополитен Мехико – самый большой в Латинской Америке. Он объединяет 12 линий, которые пересекают все районы столицы и включают около 200 станций. Две ветки имеют буквенное обозначение (A и B), остальным же присвоены порядковые номера (1-9 и 12). Проезд в метро стоит около 0,2 EUR. За 0,5 EUR можно приобрести магнитную карту для дальнейшего пополнения. Она обязательна для поездки по 12 линии: здесь оплата жетонами невозможна.
Метрополитен примечателен тем, что названия станций «дублируются» пиктограммами – вынужденные меры для мексиканцев, которые не умеют читать, но такими графическими подсказками могут пользоваться и туристы. Ещё одна характерная особенность столичного метро – «разделение» вагонов. В час пик первые три вагона предназначены только для женщин. Это позволяет избежать лишнего внимания со стороны мужской половины населения. Помимо этого, здесь могут находиться и дети младше 10 лет.
Такси
В основном предпочитают передвигаться по городу на такси туристы. Главное – учитывать несколько моментов.
Закажите официальный транспорт по телефону. Уличные водители часто взвинчивают тарифы и к тому же не соблюдают ПДД. Основные службы такси – ServiTaxis и RadioTaxis.
О том, что водители работают с лицензией, свидетельствует цвет автомобиля: зелёный, оранжевый или жёлтый. К «нелегалам» лучше не обращаться: в случае аварии по их вине вам не возместят ущерб.
Уточните стоимость проезда даже при наличии счётчика. Водители склонны лукавить и называть большую цену в конце пути.
Позаботьтесь о купюрах нужного номинала. У таксистов не принято давать сдачу.
В Мехико существует пять типов автомобилей «с шашечками»:
такси с предварительной оплатой;
женское такси с водителями-женщинами (окрашены в ярко-розовый цвет);
такси класса ситио (sitio);
такси класса турисмо (turismo) – водитель не только подвезёт до нужного места, но и организует небольшую экскурсию;
неофициальное такси.
10-минутная поездка по городу стоит 4-5 EUR. Аренда такси на целый день обойдётся в 80-90 EUR. В ночное время суток (с 23:00 до 06:00) цена поездки возрастает на 15-20%. Впрочем, всегда можно попытать счастья и поторговаться с водителем насчёт скидки. Оставлять чаевые необязательно, но от них никогда не откажутся. Более того: за дополнительную плату таксист поможет с багажом и при желании даст дельный совет насчёт достопримечательностей, достойных вашего внимания.
Туристы с действующими правами могут арендовать автомобиль за 2 EUR в день (без учёта налога в размере 15%). Поскольку в Мехико ситуация с парковкой весьма плачевна, придётся раскошелиться и на платное место: от 1,5 EUR в час.
Поделиться303.03.23 10:17
[hideprofile]
История Мексики
История Мексики – это бесконечная череда переворотов, мятежей и жестоких кровопролитий. Люди всегда стремились создать лучшее будущее. Посмотрим, какие попытки предпринимали в этом отношении народы Мексики. Каким образом происходило становление Мексиканских штатов? Какие бурные события разыгрывались на территории страны на протяжении последний столетий? Давайте перенесемся в прошлое и узнаем, что привело государство к тому состоянию, в каком оно предстоит перед нами сегодня.
По артефактам, найденным на территории современной Мексики, можно определить, что люди населяли эту местность за тысячи лет до н.э. Правда, историки затрудняются сказать, что за цивилизация процветала в то время. Строения и изделия невероятной сложности свидетельствуют об очень высоком уровне развития жителей той эпохи. Гораздо больше информации получено о более поздних цивилизациях индейцев майя, ацтеков, сапотеков, тольтеков и др. Эти народы вели бесконечные войны между собой, стремясь подчинить себе народы и территории. Но в этой статье мы подробнее обсудим историю Мексики в колониальный период, а также революции 19-го и 20-го веков.
Завоевание европейцами
Согласно общепринятой истории первые европейские мореплаватели прибыли на территорию современных Мексиканских штатов в 1511 г. Это не было целенаправленное путешествие: у берегов полуострова Юкатан произошло крушение корабля, который направлялся из Панамы на Гаити. Большинство членов морской команды и пассажиров погибло. Имя одного из переживших кораблекрушение вошло в историю. Херонимо дэ Агилар сумел не только ужиться с местными племенами майя, но и проникся их культурой, освоил язык и впоследствии оказал огромную помощь Эрнану Кортесу в общении с индейцами.
С 1517 г. по 1519 г. в целях освоения Мексики по указанию кубинского губернатора Диего Веласкеса были организованы три морские экспедиции. Последней он назначил руководить Эрнана Кортеса – видного деятеля на Кубе, богатого землевладельца и судью. Кортес уже успел завоевать расположение Веласкеса благодаря талантам дипломата и своим бесстрашным подвигам во время завоевания острова. Ставший впоследствии знаменитым, испанец основательно подготовился к экспедиции: снарядил 6 судов и привлек к участию около 300 отчаянных смельчаков. Людей очаровывали рассказы участников предыдущих экспедиций о несметных сокровищах мексиканских земель, к тому же они полностью доверяли своему предводителю.
Но когда подготовка к отплытию была в самом разгаре, Веласкес вознамерился заменить Кортеса на другого главнокомандующего. Чем было вызвано такое неожиданное решение? Дело в том, что губернатору Кубы не понравился подход Кортеса к обширным приготовлениям и такое большое количество участников экспедиции. Он планировал отправить к берегам Мексики небольшую флотилию, а затем хотел сам возглавить завоевание открытых земель. Веласкес увидел в Кортесе серьезного и амбициозного соперника. Поэтому решил отстранить Кортеса от участия в экспедиции.
И, возможно, имя Эрнана Кортеса не вошло бы в учебники по истории Мексики, если бы он не отважился на дерзкий поступок. Тайно, под покровом ночи он повел свою не совсем оснащенную флотилию в бегство от разгневанного губернатора. Затем, получив необходимую помощь от союзников и увеличив количество судов до 11 с более 800 человек на борту, отправился завоевывать полуостров Юкатан. Это произошло в феврале 1519 года.
Сначала испанские конкистадоры захватили город Табаско. Затем в августе 1519 года Кортес возглавил поход на столицу государства ацтеков – Теночтитлан. К нему присоединились отряды испанских солдат под командованием Нарваеса, которых Веласкес отправил арестовать непокорного Кортеса. Как ему удалось привлечь их на свою сторону? Подкупив золотыми сокровищами, которые индейцы преподносили в качестве подарков испанцам. В итоге, принято считать, что 2000 испанских завоевателей участвовали в покорении Мексики.
Теночтитлан не сразу был захвачен испанцами. Отряды европейцев то подступали к городу, то пускались в бегство. Кортес пытался договориться с правителем ацтеков Монтесумой, применяя свои способности дипломата и интригана. Ему удалось привлечь на свою сторону тласкальцев – индейцев, враждующих с ацтеками. Они оказали существенную поддержку отрядам Кортеса в завоевании ацтекского государства. В итоге семидесяти дневной осады в августе 1521 года, Теночтитлан был захвачен конкистадорами и передан под власть Испанской короны. Восстановленный после разрушения, город Теночтитлан был переименован в Мехико и со временем стал столицей Мексики.
В 1522 году завоевания Кортеса были официально признаны монархом Испании Карлом, который назначил его губернатором Мексики. Новоявленный правитель стремился упрочить влияние испанских захватчиков в подвластных ему территориях. Например, Кортес распределил земли среди своих солдат, велел им селиться в Мексике, строить города, обзаводиться семьями и вести хозяйство. Также экспедиции Эрнана Кортеса открыли и исследовали полуостров Калифорния.
Вплоть до 1821 года мексиканские территории находились под властью испанского королевства. Колониальное господство жестоко угнетало местное население. У коренных жителей Мексики отнимали земли, их принуждали к непосильному труду на рудниках и плантациях, насильно обращали в католическую веру. К тому же из-за невиданных прежде болезней европейцев тысячи индейцев лишилось жизни. Если до прибытия конкистадоров на американский материк в Мексике проживало более 24 миллионов индейцев, то к 1600 году их было уже около 1 миллиона.
История революций в Мексике
С 1600 по 1800 годы в колониальном мексиканском государстве неоднократно вспыхивали восстания индейских племен. Самые крупные из них происходили в 1624 году и в 1692 году в столичном городе Мехико, в 1660 году в Оахаке, в 1761 году на полуострове Юкатан. Такие отдельные очаги сопротивления господству Испании успешно подавлялись колонизаторами. Все же в Мексике назревали большие перемены.
В 1810 году под влиянием революции во Франции и борьбы за независимость в Соединенных Штатах Америки в Мексике развернулась война за освобождение государства от колониального господства Испании. В рабочем поселке Долорэс вспыхнуло восстание под предводительством католического священнослужителя Мигеля Идальго. Это произошло 16 сентября. Возмущенные несправедливой политикой угнетателей, повстанцы из коренного населения намеревались захватить Мехико. Но вскоре их отчаянным попыткам был положен конец. Мятеж был подавлен, а Мигель Идальго казнен. Все же дата 16 сентября вошла в мексиканскую историю: ежегодно мексиканцы отмечают праздник Независимости в этот день.
Повстанческие идеи Идальго перенял еще один священнослужитель – Хосе Мария Морелос. В 1813 году ему удалось созвать конгресс, на котором была принята декларация о независимости. Но уже в 1815 году Морелос был убит, а освободительная борьба перешла в разряд партизанской войны, которую возглавляли В. Герреро, Н. Браво и Г. Виктория.
Движение сопротивления набирало силу. На политической арене появилась новая фигура – Августин дэ Итурбидэ, который объединил свои силы с повстанцами Герреро. В городе Игуала они утвердили так называемый «План Игуала» об установлении независимости в Мексике и проведении реформ в стране. В сентябре 1821 года повстанческие войска вошли в столицу и 28 сентября провозгласили независимость Мексиканских штатов.
Казалось бы, должен быть положен конец монархии в Мексике. Но жаждущий власти, Итурбидэ сам объявил себя императором. Его мечты о мексиканской империи так и не осуществились, поскольку уже через 2 года набиравшие силу республиканцы смогли отстранить его от правления и выдворить за пределы Мексики. А. Итурбидэ не смог смириться с таким положением и попытался восстановить свое влияние в политической системе. Однако сразу после его появления в Мексике в 1824 году он был схвачен военными службами и приговорен к расстрелу.
Борьба за власть в Мексике продлилась еще долгое время. Так в 1824 году был избран ее первый признанный законом президент М.Г. Виктория. Затем произошло несколько государственных переворотов, правители сменяли один другого с периодами от 1 года до нескольких десятков лет. Положение в стране было очень нестабильным. Недаром на флаге Мексики один из символических цветов красный. Его интерпретируют как символ пролитой крови в борьбе за независимость.
Историки называют период правления Бенито Хуарэса, принадлежащего к либералам, второй революцией. За годы своего президентства с 1858 года по 1872 он провел существенные реформы в стране. Была принята новая конституция. Реакция народных масс и политических структур на конституцию была неоднозначной. Это привело к очередным кровопролитиям, военным столкновениям и тяжелым экономическим условиям в стране.
Обнищавшая Мексика была не в состоянии выплачивать внешний долг иноземным государствам. Было принято решение о временном прекращении таких выплат. В 1862 году Испания, Великобритания и Франция вторглись на территорию Мексиканских штатов, стремясь вернуть потерянные средства. Английские и испанские войска вскорости покинули страну. Французам, несмотря на то, что они потерпели поражение недалеко от города Пуэбла в 1862 году, все же удалось захватить Мехико и поставить во главе государства своего монарха. Правление Максимилиана Габсбурга было совсем недолгим, так как спустя 4 года он был казнен.
И снова восстания и перевороты, пока в 1877 году свою власть не утвердил военный диктатор Порфирио Диас. Он проводил реформы в стране, приведшие к некоторому экономическому прогрессу. Материальное процветание достигали правящие круги и богатые землевладельцы, а простой народ оказался за чертой бедности. Недовольство сложившимся положением нарастало вплоть до 1911 года, когда власти жестокого диктатора был положен конец.
Мексика в XX веке
В то время, как Порфирио Диас захватил бразды правления в стране, большинство жителей Мексиканских штатов являлись простыми рабочими, скотоводами и земледельцами. Это были индейцы или метисы. Они проживали на своих землях на протяжении многих лет, не имея юридических документов, официально подтверждающих права собственности.
Диас распорядился о том, чтоб так называемые «пустоши», т.е. участки, на которых не было бумаг собственника, были распределены между помещиками, военными и представителями церкви. Правящая верхушка буквально разграбила крестьян, лишив их земель, а значит, и средств к существованию. К тому же внешняя задолженность перед иностранными государствами достигла огромных размеров: более 820 млн мексиканских песо. Более 80% жителей Мексики были безграмотными. Смертность детей была очень высокой, а взрослое население с трудом доживало до 40 лет. С другой стороны в стране набирало обороты развитие промышленности, металлургии, добычи серебра и нефти. Это развитие тормозило полуфеодальное устройство государства во главе с жестоким диктатором. Многие жаждали перемен.
В 1910 году состоялись практические фиктивные президентские выборы, на которых в очередной раз «победил» Диас. Оппозиционер Франциско Мадеро, незадолго до этого эмигрировавший в США, в своем опубликованном обращении к народу обвинил Диаса в проведении незаконных выборов. Мадеро взывал к восстанию против диктаторского режима. Хотя по стране прокатилась волна жестоких репрессий, остановить назревающую революцию было уже невозможно. Слишком много было недовольных существовавшим положением. С весны 1911 года уже вся страна была вовлечена в гражданскую войну.
В конце мая 1911 года Диас снял с себя президентские полномочия и эмигрировал во Францию, спасая свою жизнь. Режиму диктатора пришел конец, но мексиканская революция лишь набирала силу. Хотя президентом стал Мадеро, он пробыл у власти менее полутора лет. Он был убит заговорщиками, стремящимися захватить власть в стране. Это привело к установке военной диктатуры в Мексике и длившейся десятилетиями гражданской войне, которая то утихала, то разгоралась с новой силой.
Памятным событием мексиканской революции считается принятие конституции 1917 года. Некоторые историки называют эту дату в качестве завершения революции в Мексике. Но фактически она продолжалась еще долгое время. На протяжении всего 20-го века политическая обстановка в Мексике была крайне нестабильной. В борьбе за власть лидеры страны бесконечно сменяли друг друга. То и дело вспыхивали восстания и мятежи, унося жизни тысяч мирных жителей. Самыми громкими событиями можно выделить расстрел студенческой демонстрации в Мехико в 1968 году, а также восстание индейского населения в штате Чьяпас в 1994 году. В последнее время в Мексике все больше внимания уделяется борьбе с наркоторговлей, которая в этой стране достигла небывалого масштаба. Убийства и похищения сотен людей в связи с наркобизнесом вызвало массовые протесты со стороны местного населения.
Кратко рассмотрев историю Мексики, возникает вопрос: достигнет ли Мексиканское государство когда-нибудь стабильности и процветания? Похоже, что отчаянные попытки людей не дают желаемого результата. Все же есть основания смотреть в будущее Мексики с надеждой.
Поделиться403.03.23 10:43
[hideprofile]
Майя-киче о рождении мира
Как магическое искусство и размышление победили неизвестность и наполнили пустоту рыбами, крабами и кипарисовыми рощами, пустившими побеги
Первая часть. Начало творения
Прамир майя, как и прамир книги Бытие начинается с неба и моря, точнее — «великого неба» и «холодного моря», при том что морские глубины и небесная высь служили домом древним божествам. Древние боги — великая мать и великий отец, рождающая сыновей и зачинающий их, божественная повитуха и устроитель свадеб — а также вечный владыка и победитель Кукумац — сияющий пернатый змей обретались в глубине вод, и свет исходил от их пышных одежд, сотканных из зелено-голубых перьев кецаля. Ничто не нарушало первобытного спокойствия и раздумий божественных мудрецов.
Первобытное спокойствие нарушается, когда в воду к этой языческой троице нисходит «слово» от триады богов, именуемых Сердце Небес. Этот триединый бог — «кумир», как его не без иронии называют авторы, используя не слишком удачное слово, употребляемое христианскими проповедниками для передачи имени своего божества, состоит из триады — Громового Урагана (Kaqulja Juracan), Новоявлённого Грома (Ch’ipi Kaqulja) и Нежданного Грома (Raxa Kaqulja). Поговорив между собой, морские боги и боги небес наконец соглашаются касательно необходимости творения земли, света и наконец, человека, призванного в будущем питать богов. В его появлении — главный смысл и главная цель божьего замысла. И наконец, по общему приказу водных и небесных богов, земля поднимается с морского дна, и силой магии на ней появляются горы, реки и ручьи, пускают корни растения. Первая часть творения закончена, и боги довольны выполненной работой.
Но леса были пусты и тихи, и потому божества постановляют населить их животными и птицами. Творение начинается с мелких зверей, рептилий, затем следуют хищники — ягуар и пума, и наконец — духи гор. Затем созданы были олени, которым указано было «бегать на четырёх ногах по лесам» и птицы, чтобы порхать и вить гнёзда. Но уже в следующий момент богов постигло разочарование — призванные к ним животные, вместо того, чтобы научиться молитвам и славословиям, принялись реветь, пищать и квохтать каждое на свой лад. Понимая, что почитания и жертв от подобных созданий ждать невозможно, боги признали ошибку и отпустили свои неудавшиеся творения и дальше бегать и летать по горам и долинам, и в то же время — служить пищей для других, более развитых существ, разумных и послушных, призванных в будущем почитать своих создателей.
Без промедления боги решают попробовать ещё раз, и лепят некое человекоподобное существо из земли (вариант перевода — из грязи), но эта попытка заканчивается столь же плачевно, как и первая. Глиняный уродец, хотя был в состоянии говорить, был совершенно лишён разума, плохо видел, глиняная голова бессильно свисала на один бок, лицо перекосило на одну сторону, и ко всему прочему, тут же намокнув, существо бессильно улеглось на землю. Раздосадованные творцы без промедления разломали истукана, тем более что не обладая парой, он не мог и воспроизводить себе подобных. Новую попытку решено было предпринять на совершенно ином материале.
Чтобы не ошибиться ещё раз, боги решают бросить жребий и узнать угодно ли судьбе, чтобы новая человеческая раса была сотворена из дерева. Призвав на помощь своих духов-помощников, судьбу и магию, принеся необходимые жертвы, боги бросили жребий, по майяскому обычаю разложив на земле счётные зерна кораллового дерева и кукурузы. Жребий был благоприятен, и тут же без промедления из дерева созданы были мужские и женские фигуры — первые — из древесины кораллового дерева, вторые — из сердцевины тростника.
Но и в третий раз их постигает неудача. Деревянные создания вполне сносно научились передвигаться на четвереньках, говорить, строить дома, рожать детей и даже разводить собак и индюков, но лишённые разума, эти создания жили исключительно по собственному произволу, не желая знать о тех, кто их создал и уж тем более молиться им или приносить необходимые жертвы. Внешний вид их тоже оставлял желать лучшего — лишённые крови и влажной кожи, они были сухими, тощими и трухлявыми.
В конечном итоге, потеряв терпение, боги решают уничтожить свои негодные творения жестоким, но действенным способом — по воле небесных богов на землю пролился смоляной дождь, хищные звери нападали на деревянных людей, в довершение всех бед, их собственная домашняя утварь и животные, припомнив как бездушно относились к ним хозяева, также восстали. Сковороды и зернотёрки избивали их, каменные очаги жгли, животные кусали — в отчаянии деревянные люди бросились бежать, но ни дома, ни деревья, ни даже пещеры не пожелали принять их. Так сгинула деревянная раса, оставив, быть может, единственными своими потомками обезьян, бесцельно скачущих по деревьям.
Здесь история творения несколько задерживается. Прежде чем совершить третью попытку, боги желают избавиться от живущих на земле монстров, которые в дальнейшем могут оказаться чересчур опасны для будущих творений. Первого из них зовут 7 Макао («огненный солнечноглазый макао»), эта чудовищная птица требует себе божественных почестей, объявляя свою персону одновременно солнцем, луной и «светом для идущего». Её притязаниям вторят двое не менее чудовищных сыновей, старший из который — крокодилообразный Сипамна, объявляет себя «созидателем Земли и гор», а младший, Землетрясение — разрушителем гор.
Вторая часть. Божественные близнецы
Анонимные авторы «Пополь-Вух», временно прервав повествование, переходят сразу к третьему поколению богов. Их зовут Хунахпу и Шбаланке, они — сыновья юного бога кукурузы, предательски убитого демонами преисподней и хитроумной богини Луны. Божественные близнецы призваны очистить Землю от чудовищ, препятствующих явлению зари, а также победить подземных демонов, отомстив таким образом за смерть отца.
Имя Хунахпу (Junajpu) в буквальном переводе значит «Один охотник-с-духовой-трубкой — хун-ахпу». Адриан Ресинос обращает внимание на то, сколь высок был статус охотника в стародавние времена, так как от его удачи или неудачи зависело существование семьи, а порой и всего племени. Хунахпу, названный так в честь отца, действительно проявляет себя как умелый и удачливый охотник, вместе со своим братом-близнецом постоянно пропадает в лесу, почти никогда не возвращаясь с пустыми руками. Также часть времени братья отдают игре в мяч, которая в конечном итоге и привлекает к ним внимание демонов, как то уже случилось с их отцами.
Имя Шбаланке (X-balanque) у разных исследователей интерпретируется по-разному, что в конечном итоге привело Д. Тедлока к выводу, что в образах божественных близнецов смешались разные традиции. Так советский переводчик Р. Кинжалов, указывая на то, что ш- в майяских языках является обычным префиксом женских имен, полагает, что на начальном этапе существования легенды, второй близнец был женщиной и интерпретирует его имя как «Ягуариха-олениха» (x-balam-kej). Действительно, каким-то образом в легенде отразился культ божественного ягуара, известный еще со временем существования ольмекской цивилизации. Так, если иконография Хунахпу всегда предполагает изображать его с несколькими крупными черными пятнами на теле, у его брата на коже там и здесь ровные «человеческие» участки перемежаются пятнистыми лоскутами ягуарьей шкуры. И в то же время, иероглифы, передающие имена обоих братьев представляют собой человеческие лица, смотрящие в профиль, с несколькими дополнительными знаками, облегчающими чтение — что прямо противоречит интерпретации их как «животных». Их отец и мать также имеют вполне антропоморфный вид; да и сама легенда не дает ни единого намека на иную природу. Д. Тедлок в свою очередь, обращает внимание на то, что префикс x- имеет второе значение — «маленький, младший», при том что имя второго брата зачастую также записывается как x-Junajpu (Хунахпу-младший — в отличие от Хунахпу-отца)[16]. Слово «balam» несомненно переводится как «ягуар», и в то же время имеет омоним со значением «скрытый, спрятанный», что прямо подводит нас к выводу, что речь идет о «ночном светиле» и братья выступают в первую очередь как «дневной» и «ночной» близнецы — дневное светило, освещающее землю, и ночное, которое спускается, чтобы светить в царстве мертвых. Действительно, обращает на себя внимание тот факт, что когда дело происходит на поверхности земли, ведущим является Хунахпу, но едва братья спускаются в царство мертвых, инициативу на себя берет Шбаланке. Таким образом, окончательного ответа касательно происхождения и смысла имени второго близнеца пока не существует.
Так или иначе, их первым противником оказался хвастливый лже-бог 7 Макао. Близнецы подстерегли его в то время, как он взлетел на дерево нансе, чтобы вдоволь полакомиться сладкими фруктами. Притаившийся Хунахпу поднёс к губам духовую трубку, и первым же выстрелом раздробил своему противнику челюсть. Взвыв от боли, 7 Макао судорожно попытался взлететь и рухнул на землю.
Хунахпу из своего укрытия неосторожно протянул руку, пытаясь схватить упавшего, но 7 Макао, даже раненый, оставался противником и грозным и опасным. Одним движением он перехватил протянутую руку, вырвал её прочь из плеча, и стеная от боли, отправился домой, одним крылом поддерживая развороченную челюсть, в другом — неся свою добычу. Жена его, Чимальмат[17], не на шутку испугавшись тем, что видит мужа в таком состоянии, спросила у него, что произошло, и что он с собой несет. 7 Макао, подвесив оторванную руку над очагом, ответил «Меня подстрелили два плута, и скоро они придут сюда, чтобы забрать вот это».
Хитроумные братья без труда разгадали намерение врага, и потому попросили о помощи собственных деда и бабку — Большого Белого Пекари и Большую Коати, и в их сопровождении объявились в гости к 7 Макао, который в то время не мог ни спать, ни есть, вопя от боли в развороченной челюсти. Не ожидая подвоха от благообразных стариков, 7 Макао осведомился, чем занимаются их дети, и получил ответ, что два близнеца — не дети, а внуки старых богов, и занимаются они тем, что кочуют с места на место, предлагая свои услуги в качестве костоправов и врачевателей глаз[18]. Обманутый 7 Макао, немедленно попросил вылечить его, вероятно, из-за плохого самочувствия не обратив внимания, что один из лекарей однорук. Братья охотно взялись за дело, и осмотрев пациента, заявили, что всему виной червяки, гложущие его зубы[19]; единственным же способом вылечить его будет вырвать их, заменив протезами. Поколебавшись недолгое время, 7 Макао дал согласие на эту операцию. Близнецы вырвали ему зубы, а заодно и сняли металлические кольца, которые тот носил вокруг глаз, и лишили его драгоценных украшений. Вместо обещанных протезов в беззубую челюсть 7 Макао вставлены были мягкие зерна кукурузы. В результате подобного «лечения» челюсть 7 Макао окончательно ввалилась; боль ушла — вместе с жизнью. 7 Макао умер, за ним отправилась в мир иной его жена и мать чудовищ — Чимальмат, превратившись в круг звёзд, часть из который соответствует Малой Медведице. Хунахпу приложил к плечу оторванную руку, которая чудесным образом тут же приросла. Первый подвиг был, таким образом, благополучно завершён.
Третья часть. 1 Хунахпу и 7 Хунахпу
Закончив историю о подвигах божественных близнецов, анонимные авторы «Пополь-Вух» возвращаются к мифу об их рождении и втором поколении богов — сыновьях «старика» и «старухи». Старый бог к тому времени уже умер. Двое сыновей, по-прежнему живующие с матерью, носили характерные для майских языков «календарные» имена — Хун Хунахпу (1 Охотник — в классическом языке майя 1 Владыка) и Вакуб Хунахпу (7 Охотник или 7 Владыка)[20]. Первый из них был женат и имел двоих детей по имени 1 Мастер и 1 Обезьяна, но жена его ко времени начала рассказа уже умерла, сыновья же — выросли, хотя и продолжали жить со своей бабкой — богиней времени Шмукане.
Оба брата были страстными любители игры в мяч, которой отдавали всё своё время; бывало, к ним присоединялись и дети, играя парой против отцов. Игра эта была столь увлекательна, что даже посланец Громового Урагана по имени Вок, бывало, не отказывал себе в удовольствии понаблюдать за ней. Изыскивая всё новые места для игры, оба брата однажды неосторожно затеяли гонку за мячом на дороге, ведущей в подземный мир, и немедленно привлекли к себе внимание хтонических духов. Многочисленные «владыки» Шибальбы — боги болезней — кровотечения, сухотки, нагноений и прочего, над которыми властвовали двое высших «судей» с соответствовавшими случаю именами 1 Смерть и 7 Смерть возмутились тем, что оба брата затеяли возню прямо у входа в преисподнюю, не испытывая ни страха ни почтения к её вождям. Кроме того, добавляют авторы, демонов мучила зависть. У братьев было отличное снаряжение для игры — кожаные наколенники, перчатки, шлемы и маски, и круглый каучуковый мяч. В подземном мире не существовало ничего подобного, и владыки Шибальбы задумали хитрость, чтобы заманить братьев в ловушку и присвоить себе приглянувшиеся вещи.
Братья недооценили опасности, и поддавшись на сладкие речи посланцев, уверявших будто игра в мяч «сделает подземных богов счастливыми», простились с матерью и оставив ей на память о себе круглый каучуковый мяч, отправились в подземелье. Опасность же была более чем реальна — по древнему закону проигравших ждала смерть.
Спустившись по крутым ступеням в царство мёртвых, братья на первых порах благополучно миновали встретившиеся им по пути ловушки, без вреда для себя переправившись через бурную реку, текущую через узкую теснину, и другую реку, берега которой сплошь заросли колючками, и наконец, кровавую реку, и реку полную гноя, не выпив из них ни капли, и наконец оказались на перекрёстке четырёх дорог разноцветных дорог, и поддавшись на лживые уговоры чёрной дороги пошли по ней, и оказались как и полагалось душам умершим, перед чучелами, изображавшими владык Шибальбы. Чучела эти, сделанные столь искусно, что их можно было принять за владык преисподней, должны были сбивать с толку пришедших, вызывая у демонов злорадный смех.
В качестве следующего испытания братьям предложили сесть на раскалённую докрасна скамью, и те, необдуманно согласившись, получили жестокие ожоги, посмешив демонов ещё раз. И наконец, последнее испытание, должное решить их судьбу, называлось Домом Мрака. Демонический посланник принёс обоим братьям, скорчившимся от страха в темноте, по одной зажжённой лучине и сигаре из табачных листьев, предупредив, чтобы те вернули наутро всё полученное в том же виде, в котором оно было им дано. Братья не вняли совету, и сожгли лучины и сигары до основания, после чего как не выдержавшие испытания принесены были в жертву. Голову старшего отделили от тела, и повесили на тыквенное дерево, которое никогда ранее не давало плодов, и вдруг чудесным образом стало плодоносить, так что голова совершенно затерялась среди них. Поражённые демоны приказали отныне никому не приближаться к этому дереву и ни в коем случае не есть его плодов, после чего зарыли тела обоих братьев в общей могиле.
История эта во многом перекликается с известными в мифологии других народов преданиями об умирающих и воскресающих богах, самого Хун Хунахпу в настоящее время отождествляют с «молодым богом кукурузы», ежегодно погибающим под серпом жнеца и возвращающимся назад следующей весной. Самому «Пополь-Вух» также не чужд мотив «возвращения» отцов, оживающих вновь в бесчисленных поколениях своих потомков. Гибель обоих братьев служит необходимой прелюдией для рождения божественных близнецов и победы над демонами смерти.
Пантеон богов майя
Ах-Пуч — бог смерти и владыка мира мёртвых
Ах-Мун — бог кукурузы, изображавшийся юношей в головном уборе в виде початка кукурузы
Чак — бог воды и дождя
Ицамна — владыка неба
Иш Таб — богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств
Иш-Чебель-Яш (Красная богиня) — главная из богинь, супруга Ицамны. Покровительница ткачества, вышивки и рисования
Иш-Чель — богиня радуги и лунного света, жена Кинич-Ахау
Кими — бог смерти
Кинич-Ахав — бог солнца
Кукумац - один из богов-создателей в мифологии поздних майя.
Кукулькан — верховый бог, змей в перьях кецаля, бог ветра
Тохил - бог огня, громовержец
Хуракан — бог природного начала и всех буйных природных сил.
Эк-Чуах — бог торговли
Сипакна — демон подземного мира
Уракан — бог огня и грозы
Юм Кааш — бог кукурузы и лесов
Шбаланке — бог-ягуар
Кавиль — бог войны
Сентеотль — бог маиса
Верховный бог
Хуракан (Huracan, Juraqan, U K'ux Kaj) - источник жизненной силы, тот, кто дает жизнь, сосредоточие мысли и воображения, бог, который наблюдал, надзирал и направлял остальных. Упоминается также как Сердце неба. Был единственным божеством, участвовавшим в каждом этапе сотворения. Хуракан формирует идею, в то время как другие боги ее воплощают. Именно он первый задумал сотворение. Он же затуманил взор людей, в результате чего они утратили абсолютное знание, и божественную мудрость.
Сам верховный бог состоял из трех частей, трех проявлений, трех божеств:
Какулха-Хуракан (Caculha Hurakan, Thunderbolt Huracan) - одноногий удар молнии. Слово "Juraqan" переводится как одна нога, что, вероятно, могло указывать на уникальность божества, его роль в качестве основной силы неба. Слово "Raqan" же носит описательный смысл, указывая на размер. В данном случае это могло подчеркивать значительность, гигантскую величину божества.
Чипи-Какулха (Chipi Caculha, Youngest Thunderbolt) - младший удар молнии. Слово "Ch'i'p" использовалось в смысле "младший" или "самый маленький".
Раша-Какулха (Raxa Caculha, Sudden Thunderbolt) - Новая молния. Слово "Räxa" использовалось в значении "новый", "свежий", "внезапный".
Совместно эти три бога составляли Сердце неба, олицетворяя грозовую мощь, заключающую в себя силу воды (дождь) и силу огня (молния). Майя-киче считали, что огонь и вода были двумя необходимыми элементами любой жизни.
Поделиться503.03.23 12:01
[hideprofile]
Боги ацтеков
Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, они были наименее цивилизованными из всех групп, но мешики-ацтеки решили учиться, и они взяли всё, что могли, от других людей, особенно от древних тольтеков (которых они, кажется, частично спутали с более древней цивилизации Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всех культур; слово «Toltecayotl» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с легендарным городом Толлан, который они также отождествляли с более древним Теотиуаканом.
По причине того, что Ацтеки сочетают в себе несколько традиций с их собственными более ранними традициями, у них было несколько мифов о сотворении. Один из них описывает четыре великих века, предшествующие нынешнему миру, каждый из которых закончился катастрофой, и «были названы в честь силы или божественного элемента, который жестоко покончил с каждым из них». Коатликуэ была матерью сыновьям Сенцонуицнауа («Четыреста южан») и дочери Койольшауки. Она нашла мяч, наполненный перьями, и положила его за пояс, когда забеременела от Уицилопочтли. Её остальные дети стали с подозрением относиться к отцу и поклялись убить свою мать. Преследуемая своими детьми она родила на горе Уицилопочтли, но новорождённый Уицилопочтли победил большинство своих братьев, которые обратились в звёзды. Он также убил свою сводную сестру Койольшауки, разорвав ей сердце с помощью Шиукоатля (англ.) (синей змеи), и сбросил её тело вниз с горы. Подражая ему, ацтеки разрывали сердца их жертв и сбрасывали их тела вниз с храма.
Наш век (nahui-Ollin), пятый век или пятое создание, начался в древнем городе Теотиуакан. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы пожертвовать собой и создать новый век. Хотя мир и солнце уже были созданы, привести время и солнце в движение, начать новую историю можно только принеся себя в жертву. Самый красивый и сильный из богов Тексистекатль должен был принести себя в жертву, но когда пришло время сделать это, он не смог прыгнуть в огонь. Вместо этого самый маленький и самый скромный из богов Нанахуатль принёс себя в жертву первым, прыгнув в пламя. Тем самым он привёл время и солнце в движение, начал историю. Униженный жертвой Нанахуатля Тексистекатль тоже прыгнул в огонь и стал луной.
Пантеон ацтекских богов по части мира, которой они управляют
Земля | Небо |
Шипе-Тотек — бог силы, владыка сезонов и возрождения, правитель Востока, | Тескатлипока — бог провидения, темноты и незримого, владыка ночи, правитель Севера. |
День | Ночь |
Тлальтекутли — бог земли | Тескатлипока — бог провидения, темноты и незримого, владыка ночи, правитель Севера. |
Огонь | Вода |
Шиутекутли — бог огня, дня, тепла и вулканов | Тлалок — бог дождя, молнии и грома, а также плодородия. |
Покровители | Смерть |
Коатликуэ — богиня плодородия, жизни, смерти и возрождения. | Миктлантекутли — бог мёртвых, правитель подземного царства |